Техника медитации Тибетских Лам

Вниз

Николла


Это как раз тот случай, когда ясно понимаешь, что слова не тождественны тому, что пытаешься выразить с их помощью. Прямо как в известных стихах: называем все по имени и отнимаем аромат у живого цветка. И, тем не менее, на этом свете все как-то называется или описывается, хотя бы приблизительно.

Что такое медитация?


Еше Лосал Ринпоче - Техника медитации Тибетских Лам
Чтобы быть максимально точными, мы попросили определить это состояние настоятеля центра тибетского буддизма в Шотландии Самье Линг ламу Еше Лосала. Почему мы обратились к нему? Во-первых, тибетские ламы очень мудрые люди, во-вторых, для любого буддиста медитация - естественная гигиеническая процедура, только речь идет о гигиене ума. В-третьих, лама меньше всего пытается обратить в свою веру и говорит обычно вещи, которые нетрудно понять человеку любого вероисповедания.

Лама сказал: «Для меня медитация означает сознательное усилие в достижении состояния умиротворения, ясности, удовлетворения, осознания». Вот так. Ну а кто из нас не стремится к тому же! Ясный ум - это как? Смотрите, как вы холите и лелеете свое тело: существует миллион способов от простых до самых изощренных по приведению его в порядок. Ваш организм даже и без вашего согласия регулярно проводит чистку, и как бы вы к этому ни относились, вы не допустите мысли, что он перестанет этим заниматься.

Ну а что же наш ум? Как быть с тем хаосом и скопищем бредовых идей и установок, которые мы успешно накопили за всю свою жизнь? Мы, может быть, и попытались бы докопаться до истины, но как преодолеть внутренний разлад и смятение, если нет возможности даже на секунду прекратить внутренний диалог с собственным сознанием? А может, наш ум уже чистый и ясный? Давайте договоримся о терминах: здесь не имеется ввиду мощь интеллекта, здесь идет речь о спокойствии и миролюбии ума.

Мы все чего-то страстно желаем и страдаем, пока не получим. Потом страдаем, пытаясь удержать имеющееся. Потом страдаем, потеряв то, что так страстно желали, получили, а удержать не удалось. И так до бесконечности, без малейшего продыха. Так вот, чистый ум - это ум, который перестал быть захватчиком и начал голубчик радоваться тому, что есть. А если это «есть» вдруг исчезает (муж полюбил другую женщину, сын вырос и ушел из дома, или ваш бизнес издох), то «let my people go».

Ну кто же виноват, что в это мире нет ничего постоянного и прочного, что все меняется каждое мгновение, и даже смерть, как известно (ну простите!), кроется за чем угодно. Понимаете, если мы не научимся наслаждаться тем, что имеем, и не научимся отпускать то, что имеем, когда оно уходит, мы не перестанем страдать. А значит, не будем свободными. Медитируя же, мы шаг за шагом успокаиваем и прочищаем алчущее сознание, позволяя ему увидеть истинную цену вещей.

Лама Еше говорил: «Надо уметь меняться, догонять и терять. Если я готов признать, что могу потерять все, что имею, то мои приобретения и победы становятся сразу менее значимыми, как, впрочем, и возможные потери и поражения». В том интервью, опубликованном в январском номере, мы подробно описывали свое житье-бытье на Святом острове в Шотландии, где мы под руководством ламы Еше проходили ретрит (духовные практики в уединении от мира). Наш день начинался в пять утра и состоял преимущественно из молитв и физической работы, и медитация была ежеутренней часовой процедурой. Без этого мы бы не выдержали. Нам было очень тяжело там на острове, но не из-за усталости, а оттого, что раскрывалась душа и чистился ум.

Процесс же этот болезненный и непростой. Там на острове мы часто срывались, орали друг на друга, и нам казалось, что это возможность «разрядиться». Но это были мнимые разрядки, потому что они не могли в действительности успокоить наше сознание. И только молитвы и медитация могли привести нас в порядок. Мы медитировали каждое утро с 8 до 9. Вместе с ламой и монахами. Они помогали нам как могли. Монахи разъясняли тексты, а по вечерам, сменив монашеские робы на шортики, резались с народом в футболяночку. В общем, дружили.

Лама же объяснял, почему мы мучаемся и как перестать это делать. Он говорил: «Человека захлестывают эмоции - ревность, зависть, корысть. Мы много страдаем. Страдаем морально, а значит, теряем ясность и мудрость. В результате люди допускают много ошибок. Чаще всего потом уже, по зрелым размышлениям, мы готовы это признать сами, но в нужный момент как нам не хватало верных решений и точных слов!» Но они появляются, только когда в сознании царит мир. И тогда есть шанс разобраться со всеми проблемами. Но спокойно.

Лучше сосредоточиться на ситуации, чтобы понять, кто же виноват. Они или я? Если ты считаешь, что они, то как им удалось поставить тебя перед этой проблемой? Шаг за шагом, как будто разгребая накопившийся мусор, ты докапываешься до истины.

Как научится медитировать?


Среди нас, проходивших ретрит на Святом острове, медитировать по-настоящему умели не все. Кто-то засыпал, кто-то, честно пытаясь отключить внутренний диалог, вдруг начинал хихикать, заметив, что из полуоткрытого рта монаха, медитирующего напротив, стекает слюна. Кто-то кряхтел, не в силах усидеть в правильной позе.

Самое трудное было отключить «болтуна». Монахи советовали: не сопротивляйтесь мыслям, которые лезут в голову, пусть себе лезут. Но и не включайтесь в процесс, иначе они возьмут вас в плен. Просто встречайте их и провожайте, встречайте и провожайте, как тот, кто сидит у реки и смотрит на ее течение. Лучше делать это по утрам, и тогда, умывшись, почистив зубы и прочистив мозги, вы предстанете перед миром не только красивым, но и безопасным для себя и окружающих человеком.

Начинайте с 15-минутной медитации, а там, глядишь, и через час не захочется выходить из этого состояния. Задача может быть еще проще, если последовать совету ламы Еше для начинающих. «Я думаю, что, если учиться медитировать, гораздо правильнее использовать не отвлеченные техники (таковые в избытке существуют в любом популярном учебнике по йоге), но каждый раз исходить из собственного опыта, привычек, окружения, распорядка дня.

Если вам не удается медитировать постоянно в одном и том же месте в одно и то же время, постарайтесь привнести в ваш образ мыслей принцип внимательности. Вы как бы все время смотрите на себя со стороны. Нет, это не лицедейство, но постоянная самодисциплина. Нельзя позволять себе ни дурные слова, ни дурные мысли». Это так называемая буддистская медитация внимания. Занимающийся ею человек полностью захвачен каждым своим действием. Что ты ни делаешь - ешь, пьешь, стоишь, сидишь, молчишь, говоришь, - всегда нужно сознательно наблюдать за своими действиями. Таким образом формируется сознание, относящееся к реальности, и все вопросы прошлого и будущего решаются с позиций настоящего времени.

Можно сказать, что таким путем достигается беспрерывность медитации. Надо все время стараться менять себя и менять к лучшему. Например, обитатели монастыря Самье Линг медитируют, когда готовят еду, когда работают. Они могут медитировать где угодно. Это довольно-таки трудно, но здесь у всех уже выработалась привычка. Самое главное - принять решение, подчиниться внутренней дисциплине, создать правильную ситуацию, и когда удастся добиться определенной внутренней стабильности и духовных навыков, тогда уже можно стремиться к большему.

Существует так называемая концентрирующая медитация, когда внимание фиксируется на монотонных звуках, дыхании, биении сердца, словах, молитвах. Например, в практике дзэн-буддизма известно упражнение, при котором надо считать вдохи и выдохи. Это занятие, с одной стороны, блокирует мозг от посторонних мыслей, а с другой - не является слишком трудным, чтобы препятствовать физическому и духовному успокоению.

Да, и еще об одной вещи предупреждал лама. Во время медитации можно испытывать разные состояния, порою весьма необычные и увлекательные - наиболее чувствительные, например, летают. Эти состояния бывают настолько захватывающими, что могут превратиться в самоцель, и человек станет медитировать лишь из желания вновь и вновь повторить кайф. Так вот. Если вы помедитировали, полетали, но все еще продолжаете орать на домашних или злитесь, что кто-то не дается вам в руки, знайте, до истины вам еще далеко и предстоит много работ

В настоящее время только на русском и английском языках издано более 4000 книг по медитации. Не все они равноценны, есть бесполезная (а порой и вредная) макулатура. Как ни рассматривать медитацию - как метод психической терапии, или как религиозный обряд, или как метод духовного самосовершенствования, - на первых порах желательна помощь.

Мы посоветовались со специалистами из центра «Путь к себе», и они, понятное дело, порекомендовали обратиться в их магазин (тоже «Путь к себе»). Там в избытке литературы о медитации, музыке и благовониях, используемых во время процесса. Кроме того, они сообщили, что в скором времени в Москве откроется центр тибетского буддизма, где каждого желающего, а не только буддиста, смогут научить медитировать.

Известный австрийский психолог Ригби описывает этот процесс так: «Сначала сознание находится в нормальном бодром состоянии: возникает поток мыслей, идей, чувств. Постепенное сосредоточение позволяет переключиться на более тонкий и менее активный уровень мыслительного процесса. С этого момента грубое словесное мышление блекнет перед тонкой, подвижной духовной деятельностью.

Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворенного состояния, сосредоточение переходит на все более тонкие уровни активности, пока не достигает точки, в которой преодолеваются самые тонкие структуры мышления и чувств, и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании без какой-либо целенаправленности. Он пребывает в состоянии трансцендентального или чистого сознания без какого-либо время-ощущения. После непродолжительного времени, обычно нескольких мгновений, мышление спонтанно возобновляется. Этот процесс постоянно повторяется».

В начале занятий медитацией попробуйте найти и зафиксировать какую-то наиболее удобную позу. Известны различные медитационные позы. Наилучшее положение тела - сидячее. Можно сидеть «в лотосе» (наиболее классическая поза, изображенная на рисунке), «в полулотосе», «в дзене», «по-турецки». При этом позвоночник должен быть прямым, руки - расслабленными, голова - полуопущенной.

Медитация: «Утоли мои печали»


Француженка Мишель была из цирковых. Правда, ко времени нашего знакомства о ее цирковом прошлом почтенное семейство мужа предпочитало не вспоминать. У нее были уже вполне взрослые сыновья, сама она хорошо изучила правила игры того круга богатых швейцарцев, к которому давно принадлежала и который по праву считала своим, и только муж, получивший в наследство практически все фамильные богатства и всю головную боль огромного бизнеса, мог изредка бросить: «Это когда было? Когда ты крутила свой каскад?»

Конечно, в свое время это был скандал: серьезный швейцарский род, один из старейших в Европе, вековые традиции, солидный капитал и вдруг... цирк, блестки, туш, девушка в трико... Они долго отказывались верить, что это и есть жена их наследника. Потом, как и следовало ожидать, появились дети со всеми неизбежными печалями и радостями.

Потом она научилась правильно обращаться с нелегким характером мужа и завоевывать себе расположение высокородного семейства. В общем, прижилась... Чего это ей стоило, не знает никто, но доподлинно известно, что за все эти годы у Мишель выработалась одна неизменная привычка: вставать каждое утро в семь часов и медитировать. Так она начинала день. Так начинают день те, кто считает нужным держать в порядке не только свое тело, но и разум, потому что без этого им не выжить.

Выбор спортивной одеждыИстория украины 11 классПодключение сетевой карты

Roger Sanchez

Для того чтобы приведенные выше упражнения были освоены телом эффективно, большое значение имеет правильное питание. Известно, что для усвоения пищи организм тратит свою собственную энергию. Получив новую порцию энергии, часть ее снова откладывает для усвоения следующей порции пищи, и так до конца жизни. Даже для усвоения воды тратится энергия: на 1 л требуется 25 ккал энергии. Сколько это? Немало!

Вверх