Срамные песни скоморохов

Вниз

Stevie


Срамные песни скоморохов
Скоморохи - веселые люди в ярки костюмах - бродили по русским дорогам с незапамятных времен. Без их музыки, плясок и шуток не обходилось ни одно пиршество, ни одно народное гулянье.

Магические ритуалы


Первые достоверные свидетельства о скоморохах на Руси относятся к середине XI века. В частности, они изображены на фресках Софийского собора в Киеве (1037 год). На одной из фресок - три пляшущих скомороха, один соло, двое других в паре, причем один из них пародирует женскую пляску. На другой - трое музыкантов: двое играют на рожках, а один - на гуслях. Тут же два акробата-эквилибриста: взрослый, стоя, поддерживает шест, по которому поднимается мальчик. Рядом музыкант со струнным инструментом.

А кожаные маски скоморохов XII века известны по археологическим раскопкам в Новгороде и Владимире. Существуют разные версии происхождения слова «скоморох». По одной из версий, это слово получилось после перестановки букв в арабском «масхара» («замаскированный шут»). По другой - слово «скоморох» произошло от византийского «скоммарх» «мастер смехотворства».

Выходит, что скоморохи пришли на Русь то ли из Византии, то ли с арабского Востока, где шуты подвизались при дворах правителей.

Однако некоторые историки уверены в более древнем происхождении русских скоморохов. Которые, дескать, участвовали в магических ритуалах дохристианской Руси, вырядившись в диковинные костюмы и закрыв лица масками-личинами.

С утверждением христианства начались гонения на язычество, но кто-то должен был веселить народ. Поэтому от древних ритуалов осталась лишь их зрелищная часть, привлекавшая народ. А древние жрецы превратились в лицедеев, противопоставлявших свое искусство церковной христианской культуре.

С медведем и козой, и в шапке с бубенцами


Постепенно скоморохи начали объединяться в ватаги. Ватага скоморохов, как правило, обладала богатым запасом разнообразных номеров. Репертуар состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в под аккомпанемент гудка, гуслей, жалейки, домры, волынки, бубна.

Внимание публики привлекали яркие, невероятные костюмы скоморохов: цветные штаны и рубахи, причудливые маски, смешные колпаки с бубенчиками. Непременным участником потешных представлений был настоящий ученый медведь. Он считался на Руси священным животным и, помимо всего прочего, исполнял в труппе магическую роль. Женщины, желающие забеременеть или уже носящие в своем чреве плод, стремились прикоснуться к шерсти ручного зверя. Считалось, что это сулит легкие роды и принесет удачу будущему ребенку.

Рядом с медведем шествовала коза, весело стучавшая ложками (ее роль исполнял один из скоморохов). Эти два персонажа разыгрывали уморительные сценки: «Как мужик пьяный домой идет», «Как барыня на гулянье собирается», «Как поп обедню служит»...

Скоморохи разыгрывали и небольшие кукольные спектакли, главным персонажем которых был проказник и сквернослов Петрушка. Кукольник надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху, закрывая голову, и из-за этой импровизированной занавески показывал свое представление.

Популярными в народе были срамные песенки с обилием мата, а также сатирические сценки из народной жизни»: «Как смерды из боярина жир трясли», «Как поповы дети горох таскали» и другие.

Скоморохи активно вовлекали в свои выступления зрителей. Иногда их затаскивали в действо насильно, заставляли подпевать, танцевать или ассистировать в фокусах. Скоморохи были любимы, потому что являлись настоящими мастерами своего дела.

Творчество скоморохов иногда находило отклик и у правящей верхушки. По свидетельству князя Курбского, Иван Грозный плясал в маске скомороха. Возможно, беглый князь и приврал, но Иван Васильевич действительно привечал скоморохов, и их число при нем значительно увеличилось. Не всем это приходилось по вкусу. Например, церковники просили царя совершенно истребить скоморохов: «Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве, и тебе, государю, в великое спасение, аще бесовская игра их не будет».

Запрет на музыку


Противостояние скоморохов и православной церкви - это особая история. От бродячих артистов доставалось всем. Но особенно зло и беспощадно они высмеивали пьянство, обжорство и другие пороки служителей церкви. Более того, они глумились над Библией, над христианскими обрядами.

Понятно, что церковь вела со скоморохами яростную борьбу. Их приравняли к волхвам и ворожеям со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сами выступления бродячих артистов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию - накладывала епитимью или даже не допускала к причастию.

Вот, например, что писалось о скоморохах в «Домострое» - литературном памятнике XVI века: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда я кож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

Особо усилились гонения церкви и государства на скоморохов в XVII веке. Им запрещали выступать во многих городах, отбирали и разбивали музыкальные инструменты и другой реквизит. Адам Олеарий, секретарь голштинского посольства, писал в своем сочинении «Подробное описание путешествия... в Московию»: «В домах, особенно во время своих пирцлеств, русские любят музыку.

Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву реку и там сожжены».

Артисты или разбойники?


Кроме того, церковь и государство обвиняло скоморохов в совершении разбоев. Якобы они, «совоку-пясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек, по деревням у крестьян едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают». Возможно, и в самом деле, гонимые со всех сторон и лишенные возможности честно зарабатывать свой хлеб, некоторые труппы бродячих артистов могли превращаться в шайки разбойников и выходить на большую дорогу, доставляя немало проблем властям. Но следует заметить, что в поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой люд.

Во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович издал указ, который вовсе запретил скоморошество. Нарушивших запрет беспощадно наказывали: били батогами, рвали ноздри, ссылали в Сибирь, оставляли до смерти гнить в монастырских темницах.

После этого скоморошество как профессия ушло в прошлое. Однако искусство скоморохов не умерло окончательно. Его традиции продолжались в народных театрах и цирковых представлениях. А на ярмарках и гуляньях еще в начале XX века можно было встретить поводырей с учеными медведями и кукольников с хулиганистым Петрушкой.

Проклятие фараоновГомоцистеин анализРасписание торез
Вверх