Ошибка капитана Роджерса

Вниз

Roger Sanchez


Боевой информационный пост крейсера «Винсеннес» - Ошибка капитана Роджерса
В западных СМИ до сих пор любят вспоминать как пример бесконтрольной агрессивности СССР гибель 1 сентября 1983 года южнокорейского пассажирского «Боинга», сбитого советским самолетом-перехватчиком в районе Сахалина. Между тем не менее трагичный случай числится на счету и вооруженных сил «самой демократичной страны мира» - США...

«Вероятно, противник»



Шел 1988 год - восьмой год братоубийственной ирано-иракской войны. Едва ли не каждый день по телевидению показывали окутанные дымом накренившиеся танкеры, пораженные ракетами иранских катеров и самолетов. Там же, в Персидском заливе, маячили силуэты боевых кораблей США, Англии, Франции и СССР, направленных в эти воды для защиты наливных судов.

В воскресенье 3 июля американский крейсер «Винсеннес», фрегаты «Монтгомери» и «Джон X. Сайдер» патрулировали в территориальных водах Ирана. Последнее обстоятельство американцев отнюдь не смущало, ибо у Ирана по данным ЦРУ не было оружия, способного с берега поразить корабли США. Обстановка же в воздухе и на поверхности воды крейсером и фрегатами тщательно контролировалась.

Около 10 часов утра радиолокационные станции американцев заметили три скоростных катера. Они приблизились к датскому танкеру «Карома Маерск» и обстреляли его. Наперерез им немедленно двинулся «Монтгомери» и открыл артиллерийский огонь, затем с «Винсеннеса» взлетел вертолет, обошел катера и обстрелял их из пушки и пулеметов. В 10.42 вступил в бой и сам крейсер. Через пять минут с его боевого информационного поста (БИП) командиру корабля кэптену Уильяму Роджерсу доложили, что вылетевший из иранского аэропорта «Бендер-Аббас» самолет направляется в сторону крейсера. Доклад заканчивался словами: «Не опознан. Вероятно, противник».

Роковой залп



В 10.49 самолет приблизился к крейсеру, и Роджерс приказал предупредить его на боевых радиочастотах. Однако ответа не последовало. Только спустя минуту со стороны неопознанного самолета был получен радиосигнал, позволивший операторам БИП с оговоркой «предположительно» определить самолет как иранский сверхзвуковой истребитель F-14 «Томкет». По иронии судьбы, эти мощные машины США некогда весьма охотно поставляли режиму свергнутого шаха Ирана.

В 10.51 на экранах радиолокатора «Винсеннеса» рядом с меткой неизвестного самолета высветился код радиоответчика, характерный для гражданских самолетов. Одновременно один из операторов БИП заметил, что самолет явно набирает высоту, и поспешил доложить: «Похоже, это не истребитель, а коммерческая машина!».

Роджерс еще раз приказал передать на военной и гражданской частотах: «Ваша национальная принадлежность и намерения неясны, вы можете стать объектом наших оборонительных действий. Просим немедленно изменить курс». Реакции не последовало. Тогда командир велел операторам БИП перейти на непрерывное сопровождение цели, что означало немедленную готовность к залпу зенитными ракетами, а сам сообщил о том, что происходит, своему флагману, контр-адмиралу Эдварду Лессу. Тот разрешил действовать сообразно обстановке, но любыми средствами сохранить корабль и экипаж.

Категоричность Лесса вполне понятна - в мае 1987 года иранский истребитель в этих же водах всадил ракету в американский фрегат «Старк», что привело к гибели 37 американцев. Понятно, что ни Лес с, ни Роджерс повторения подобного не хотели...

В 10.54 по команде Роджерса «Винсеннес» выпустил две зенитные ракеты «Стандарт СМ-2». Спустя считанные секунды одна из них поразила цель, находившуюся в трех милях от крейсера на высоте около трех тысяч метров. В Персидский залив посыпались дымящиеся обломки, а Роджерс незамедлительно радировал Лессу о том, что «мы сбили иранский F-14». Далее «Винсеннес» направился обследовать место падения своей цели. Обнаруженное ужаснуло американцев - на морских волнах качались десятки трупов...

Цена ошибки



Да, кэптен Роджерс жестоко ошибся. Мишенью стал не истребитель F-14, а иранский аэробус А-300Б, совершавший обычный коммерческий рейс №655 из «Бендер-Аббаса» в Дубай (Объединенные Арабские Эмираты). Все 290 человек, бывшие на его борту, включая 66 детей, погибли. Позже Роджерс часто говорил: «Эта трагедия будет преследовать меня всю оставшуюся жизнь!». И всегда добавлял: «Но я отдал приказ открыть огонь, чтобы спасти мой корабль и моих матросов».

Сразу же после трагического инцидента представители Ирана заявили, что преднамеренное уничтожение мирного авиалайнера стало очередным примером неспровоцированной агрессии США по отношению к суверенному государству, освободившемуся от марионетки Вашингтона - шаха Пехлеви. Американцы же утверждали, что экипаж аэробуса вел себя вызывающе. В частности, самолет демонстративно вышел из воздушного коридора шириной 20 км, который был установлен для коммерческих машин, совершающих рейсы над Персидским заливом. Кроме того, он не отвечал на предупреждения и запросы и двигался в направлении «Винсеннеса».

Такой маневр расценили однозначно - самолет начинал атаку. Однако иранская сторона предъявила документы, из коих следовало, что аэробус двигался не вне, а внутри разрешенного воздушного коридора. Масла в огонь подлил один из пилотов американских ВВС, заявивший корреспонденту газеты «Вашингтон Пост»: «Ни один нормальный летчик не стал бы атаковать корабль подобным образом!». (Он, очевидно, имел в виду то, что аэробус находился в самом выгодном для зенитчиков положении).

Вопрос остался без ответа



Позже начали выявляться все новые, порой противоречивые, а то и вовсе неожиданные обстоятельства. Оказалось, что на «Винсеннесе» не было расписания рейсов авиалайнеров, пролетающих над Персидским заливом в зоне постоянного патрулирования американских боевых кораблей. А ведь знай Роджерс, что в 10 часов из «Бендер-Аббаса» отправится пассажирский самолет, вероятно, он вел бы себя осмотрительнее.

В «Бендер-Аббасе» базируются и боевые самолеты. Военные знали, что в Персидском заливе, всего в 12 милях от берега, идет бой, но их диспетчерская служба не сообщила об этом гражданским коллегам, а те, естественно, не предупредили экипаж аэробуса. Словом, обнаружилась цепочка взаимосвязанных ошибок и накладок, которая завершилась трагедией. Но напомним и другое. «Винсеннес» был оснащен совершеннейшим комплексом вооружения, что неоднократно подчеркивала американская печать.

«Винсеннес» относился к 11 крейсерам типа «Тикондерога» (головной, стоимостью 930 млн долларов, вступил в строй в 1983 году), оборудованным уникальной, по мнению американцев, системой комплексной корабельной защиты «Иджис». Эта система позволяет автоматически в радиусе 200 миль обнаруживать, опознавать и выдавать целеуказание на любой объект, приближающийся к крейсеру по морю или по воздуху. Электроника самостоятельно выделяет среди множества объектов наиболее угрожающие. Командир крейсера непрерывно получает в БИП полную картину тактической обстановки.

Одновременно компьютеры приводят в готовность все вооружение: артиллерийские орудия, торпедные аппараты и пусковые установки ракет класса «корабль-воздух». Командиру корабля остается выбрать, чему в конкретной ситуации отдать предпочтение. 3 июля 1988 года кэптен Роджерс предпочел ракеты...

Но как же американцы, обладая столь совершенной системой разведки, целеуказания и управления оружием, не отличили мирный аэробус весьма внушительных размеров от маленького истребителя? «Как могли столь чудовищно ошибиться сложная, напичканная дорогостоящей аппаратурой боевая система и хорошо обученный персонал, работающий с ней?» - задавался вопросом обозреватель журнала «Тайм». Этот вопрос остается без ответа до сих пор.

Cisco 2100 cable modemКапкейки фото на день рожденияКалверт

Башмачок

Уильям Роджерс III был награжден орденом «Легион почета» за успешную службу в период с 1987 по 1989 год.

По мнению же официальных представителей Ирана, обстрел гражданского самолета в нейтральных водах является не несчастным случаем, а следствием преступной халатности, поэтому должен рассматриваться как международное преступление.

Geomonto

Обратите внимание на заявление того же Рейгана, когда СССР тоже сбил пассажирский самолет. 1 сентября 1983 года Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines отклонился от курса Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул более чем на 500 км (!) и два раза нарушил границы СССР. На территориях, над которыми пролетел Boeing, находились военные объекты, полеты иностранных самолетов в этом районе были запрещены. В этой связи были подняты несколько советских истребителей-перехватчиков. Один из них - Су-15 - некоторое время сопровождал самолет и сделал предупредительные выстрелы. Boeing не отреагировал, и советские военные решили, что это американский разведывательный самолет, после чего было принято решение сбить его. Самолет упал в районе Сахалина. Все 269 человек на борту погибли. Среди них был и американский конгрессмен Ларри Макдональд.

Николла

Cуд округа Колумбия в США 7 ноября 1988 года признал, что пилоты южнокорейского Боинга сознательно пренебрегли своими обязанностями по обеспечению безопасности пассажиров и отказался ограничить верхний предел размера компенсаций, затребованных родственниками американских пассажиров у авиакомпании Korean Air Lines.

Сакура

По мнению официальных представителей Ирана, обстрел гражданского самолета в нейтральных водах является не несчастным случаем, а следствием преступной халатности, поэтому должен рассматриваться как международное преступление.

Roger Sanchez

Реакция американских военных на этот инцидент вызвала шок у всего цивилизованного мира. О том, что сбит именно пассажирский самолет, а не истребитель, экипаж корабля понял сразу после попадания в него ракеты, о чем было доложено начальству. Официальное расследование возглавлял адмирал Уильям Фогарти, рапорт которого был рассекречен только частично, причем вторая его часть стала доступна широкой общественности лишь в 1993 году. Согласно этому документу, действия экипажа американского корабля были признаны... оправданными. Главной причиной инцидента в документе обозначено «психологическое состояние» команды, которая испытывала «большое напряжение».

Roger Sanchez

Более того, пострадавшими в этой ситуации американцы посчитали себя. Они заявили, что военные США на корабле получили глубокую психологическую травму, поняв, что они убили почти триста невинных людей.

О том, что американское командование не потрудилось наладить нормальный контакт с гражданскими авиадиспетчерами, и о том, что эксперты по вооружению позже признали недостаточным уровень подготовки экипажа, в отчете упомянуто не было.

Вверх